Образовательная программа «Двигательная нейро-абилитация»

Главная задача Ре-абилитации – восстановить утраченные навыки, в Абилитации главная задача создать новые навыки.

«Брифабилити» — это метод создания разнообразных паттернов дыхания для поддержки газообмена в различных обстоятельствах человека в любом возрасте, начиная с момента рождения.

«Двигательная нейро-абилитация» — это методика, входящая в метод «Брифабилити», задача которой является развитие опорно-двигательного аппарата с младенческого периода и абилитация детей как с задержкой моторного развития, так и с поражением ЦНС.

Применяя техники метода «Брифабилити» в абилитации детей с поражением ЦНС, с генетическими синдромами и детей, перенесших различные реанимационные и операционные вмешательства каждый специалист сталкивается с травмой центральной нервной системы, которая скомпенсирована. И чаще всего именно компенсация травмы является препятствием на пути к выздоровлению или полноценному и своевременному развитию.

Отдельно от всех групп нарушений мы рассматриваем детей, рожденных с низкой массой тела и экстремально-низкой массой тела, поскольку не только Дыхательный центр головного мозга находится в состоянии структурного формирования на момент рождения малыша, но и многие другие отделы головного мозга так же не готовы к выполнению своих функций по причине структурной и функциональной незрелости. Для этой группы нарушений особенно важна абилитация дыхания с первых дней жизни, поскольку от правильного газообмена напрямую зависит наличие ресурсов для завершения формирования структуры отделов головного мозга и функциональной зрелости.

Сложность работы по абилитации нервной системы заключается в многослойности травм и компенсаций, которая возникает в процессе жизни пациента. Основным препятствием являются «патологические младенческие рефлексы», в нашей терминологии Врожденные комплексные реакции (ВКР). В программе «Дисфункции нейро-моторного онтогенеза» мы разбираем практические вопросы современной нейрофизиологии и обучаем выполнению протоколов по интеграции основных «рефлексов», связанных с респираторными мышцами ВКР Моро, ВКР Ландау и ВКР АШТР.

В данной программе «ДНА» рассматриваются «рефлексы», которые являются основой для формирования паттернов удержания позы и перемещения относительно поверхности: ВКР Галанта, ВКР Переса, ВКР Бауэра, «шагательный рефлекс», «рефлекс опоры», ВКР СШТР и ВКР ЛТР.

В нашей концепции формирование крупной моторики тесно связано с динамической работой респираторных мышц, которая является основой для правильного газообмена и для формирования сложных движений и поз. Мы рассматриваем все нарушения ОДА с точки зрения особенностей функционирования респираторного контура нервной системы.

С точки зрения прикладной нейрофизиологии мы рассматриваем механизм формирования суставных опор – как построение комплесной картины на основе интероцептивных и проприоцептивных сенсорных сигналов. Которые после первичной обработки Таламусом передаются Сенсо-моторной коре головного мозга для формирования опоры тела на поверхности и перемещения тела относительно поверхности. В нашем подходе принципиальным является избегание болевых ощущений у пациента, именно по той причине, что Сенсо-моторная кора слабо активизируется при болевых эффектах. Поэтому методика «Внутри-суставные опоры» является обязательной к рассмотрению в данной образовательной программе.

Специалисты, прошедшие программу «Брифкуратор», знакомы с главной функцией Таламуса на практике, более подробные нейрофизиологические практикумы предоставляются в образовательной программе «ДНА».

Важный принцип, которым руководствуются авторы метода и создатели образовательной программы, это нейро-пластичность головного мозга и необходимость множественных вариаций двигательных актов при создании новых моторных навыков.

Сенсо-моторная кора выполняет аналитическую задачу при формировании новых моторных навыков – сравнение предыдущего и нового опыта, полученного на развивающем занятии: полноценность газообмена и экономичный расход АТФ. Данные показатели являются основными для формирования навыка и передачи его в управление Мозжечковой структуре.

Все техники и приемы, используемые в данной образовательной программе, в полной мере способствуют сохранению правильного газообмена, формированию многослойной «карты тела» и устранению «лишних» двигательных актов, мешающих реализации удержанию позы или перемещению из одной позы в другую.

Программа состоит из 3 модулей, каждый модуль длится 4 дня.

Программа 1 модуля:

  1. Введение в Нейрофизиологию ОДА
  2. Построение двигательных поз в теории и практике Н.А.Бернштейна
  3. Теория «Конфликта паттернов»
  4. Практика:
    1) Активизация и интеграция уровней А и Б по Н.А.Бернштейну
    2) Формирование и интеграция уровня С по Н.А.Бернштейну

3) Формирование суставной опоры 1 и 2 уровня

  1. Практика: Формирование внутрисуставной опоры при вестибулярной стимуляции
  2. Интеграция незавершенных ВКР Галанта, ВКР Переса, ВКР Бауэра, ВКР Бабинского.
  3. Практика: Формирование двигательных актов реципрокного ползания на животе.