АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ХОДИТЬ

АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ХОДИТЬ

Возможно ли, человеку незнающему алфавит читать тексты?
Возможно ли, человеку незнающему другой язык свободно говорить на нем?
На каждый из этих вопросов вы ответите – нет. Прежде чем читать, необходимо знать азбуку, прежде чем говорить надо изучить язык.

Управление собственным движением более сложная дисциплина, чем речь, чтение и умение писать. Причина в том, что наше тело сложноорганизованная система.
Мы предлагаем вам упрощенный вариант понимания того, что из себя представляет процесс произвольного движения и как мозг обучается управлять и воспроизводить движения.

БРИФАБИЛИТИ И КОМПЕНСАЦИИ

ЦНС стремится к гомеостазу не только в биохимии и метаболизме, у нее есть важная задача – равновесие и баланс между мышцами и фасциями, между активной работой спинного мозга и функцией сенсо-моторной коры, производящей коррекцию: торможение или активизация.

Рассмотрим пример с кривошеей: при родовой травме происходит компрессия позвонков шейного отдела. Мышцы, фасции и кости младенца мягкие и поддатливые, на любое давление они отвечают максимальной амортизацией – локализация основного давления сокращается.

Часть мышц-антагонистов в соответствии со своим назначением удлиняются, для баланса натяжений, не мешая сокращению мышц, в области локального давления.
Другая часть мышц-синергистов поддерживает сокращение локального участка компрессии, для удержания костных тканей на своем анатомическом месте.
Этот процесс называется компенсирующим ответом на травму.
Если в период восстановления после травмы мышцы в области локального давления не приходят к нормальной динамике, то есть остаются сокращенными, то соседние области выступающие антагонистами и синергистами продолжают поддерживать компенсирующий ответ.

Любую компенсацию здоровая ЦНС может устранить благодаря непрерывно восполняемому ресурсу кислороду. Он важен при образовании АТФ, которая необходима для обеспечения нормальной работы всех нервных тканей и образования нейронных связей (синапсов).

При системной гипоксии, или длительном периоде респираторного заболевания (который создает гипоксию) происходит процесс, в котором компенсирующий ответ переходит в стабильную компенсацию. Которая в свою очередь, становится фундаментом для развития мышечных дисфункций и формирования двигательных патологий.
Например таких, как непогашенные рефлексы и не активные рефлексы, которые не запустились либо по причине системной гипоксии, либо по причине нарушения очередности гашения предыдущих рефлексов.

Многослойная компенсация происходит согласно росту ребенка и формированию его статичных и двигательных навыков. Возвращаясь к примеру с кривошеей, с течением времени компенсация формируется вдоль всего позвоночника.
Каждый антигравитационный навык (удержание тела в пространстве) формируется на основе всех компенсаций созданных нервной системой до конкретного этапа в двигательном развитии.
По сути опорно-двигательное ядро — корпус ребенка представляется в форме кирпичного здания, в котором каждый кирпич (костная структура) на своем месте и удерживается хорошим строительным раствором (баланс фасциального натяжения и мышечной динамики).

Многослойные компенсации в корпусе представляются как такой же фундамент, только в одних местах кирпичи стоят не ровно, а в других местах не хватает строительного раствора. Устойчивость такого здания обеспечивается за счет снижения количества этажей (навыков).

Под каким бы углом зрения мы не изучали компенсацию – она эффективный ответ ЦНС в отсутствии ресурса для регуляции тонуса.В примере с младенцем, сенсо-моторная кора проявит свою активность только на 3 месяце от рождения. Поэтому патологии и дисфункции чаще всего берут свое начало в младенческом периоде.

Брифабилити, как метод, приводящий к нормальной динамике все мышцы корпуса участвующие в процессе функции дыхания, по своей сути является супер-инструментом, который способен запускать нормальный ритм дыхания и снимать компенсации, созданные в период до воздействия Бриф-техник на пациента.

Каждый пациент, приходит со своей историей: родовые травмы, патологические рефлексы, операционные швы и многие другие травмы фасциальных, мышечных и костно-хрящевых тканей.
При диагностике мы видим вершину айсберга под названием Компенсация. И во время регулярных курсов Брифабилити специалист сталкивается с эффектом снятия компенсаций послойно.

Понимание слоев компенсации является основным в работе специалиста. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с проявлением нового слоя компенсации, вашей задачей является, не педалирование процесса обучения пациента новым навыкам, а стабилизация костно-фасциально-мышечной системы, как единого опорно-двигательного ядра.
Восполнение кислородного ресурса для образования АТФ, питающего нейроны головного мозга, которые образовав новые синапсы, позволят нервной системе регулировать и корректировать все патологические процессы.

Работа по стабилизации послойных компенсаций воспринимаются нервной системой как естественный механизм, который генетически заложен в механизм саморегуляции. И в период работы Бриф-техниками все системы организма получают ресурс для восстановления от гипоксических явлений, и уже после этого Бриф-ресурс используется для формирования навыков.
Поэтому ожидание специалиста-брифкуратора может быть не оправдано, если он ставит для себя целью достижение результата любой ценой.

В случае угнетения ЦНС, нервная система, получая ресурс, направит его туда, где он в данный момент необходим и результатом станет новый навык . Однако пораженная ЦНС при ДЦП направит ресурс туда, где ярче проявляется патология, например, высокий мышечный тонус. Это может проявиться как увеличение выносливости, но для образования новых нейронных синапсов ресурса не хватит. Во время физической нагрузки мышечная ткань может использовать до 80% АТФ, которая необходима для образования нейронных синапсов.

Важно помнить, что сталкиваясь с пораженной ЦНС, мы взаимодействуем с нервной системой, которая ищет пути развития в условии системной гипоксии, и другого опыта у нее нет.
Задача специалиста, набраться терпения, наполнить систему ресурсом и обеспечить стабилизацию костно-фасциально-мышечной системы, как единого опорно-двигательного ядра, которая является фундаментом для активизации и интеграции (гашения) рефлексов. Которые в свою очередь для ЦНС являются сигналами, о готовности мышц агонистов, антагонистов и синергистов выполнять любые двигательные задачи.

Именно в командной работе специалистов-брифкураторов необходимо понимание механизма устранения компенсации, для достижения максимальной эффективности в работе с пациентами.

Возвращаясь к многослойным компенсациям на примере с кирпичным зданием в фундаменте, которого неровные кирпичи и недостаточно строительного раствора. Стремительное достижение результатов по гашению рефлекса, или активизации мышечных связей, или рефлекса, может произвести эффект выдергивания из фундамента сегмента удерживающего всю конструкцию.

Поэтому слаженность, совместная диагностика и постоянный контакт между специалистами являются ключевым фактором в процессе реабилитации и самое главное в абилитации пациента.

Уваров Вадим и Суколен Татьяна