В основе системы причин детской инвалидизации лежит низкий адаптационный потенциал по причине незрелости или пораженности центральной нервной системы, а также незрелости различных органов и систем организма.

Этого потенциала не хватает для естественной адаптации ни к анатомо-физиологическим изменениям, связанным с  ростом, ни к развивающим нагрузкам в процессе реабилитации.

Физиологическая снова адаптационного потенциала – это правильный метаболизм и регулировка насыщения крови кислородом при разнородных нагрузках.

В мед.учреждениях уровень оксигинации детей проверяется в неподвижном состоянии и здоровые показатели сатурации определяются так же в неподвижном состоянии. Но рост и развитие ребенка происходит в условиях двигательной и психоэмоциональной активности, поэтому при абилитации и реабилитации детей необходимо контролировать показатели сатурации в процессе того, как ребенок подвергается развивающим двигательным и психо-эмоциональным нагрузкам.

Специалистами центра Нейро-Абилитации были проведены замеры сатурации у детей-инвалидов (возраст от 1 до 15) в процессе демонстрации имеющихся у них двигательных навыков. Показатели сатурации на медицинских оксиметрах продемонстрировали уровень 80-85, что для обычного человека является состоянием гипоксии.

Также были проведены замеры у здоровых детей (возраст от 1 до 15) в процессе демонстрации имеющихся у них двигательных навыков, показания оксиметра были на уровне 95-98.

Анализ этих данных привел к выводу, что адаптивная функция механизма дыхания является основой для развития и поддержки адаптационного потенциала. Результативность физической и психоэмоциональной нагрузки в качестве развивающей психофизической стимуляции организма зависит от количества кислорода, поступающего посредством механизма дыхания.

Применение метода Абилитация дыхания должно способствовать решению насущной проблемы инвалидизации недоношенных детей, рожденных раньше нормального срока гестации (то есть ранее 37 недели), а также родившихся с родовыми травмами и врожденными аномалиями развития.

Главная цель проекта BreathAbility© – снижение уровня детской инвалидизации.

Дополнительными целями проекта выступают:

—  Раннее предупреждение рисков задержки психомоторного развития детей младенческого возраста

— Снижение рисков возникновения туберкулеза и астмы (и иных хронических респираторных заболеваний)

— Уменьшение рисков, связанных с вакцинацией новорожденных и детей до 1 года.

Институт РИНТАС создал полномасштабную обучающую программу для  специалистов ранней диагностики психомоторных нарушений и абилитации адаптационного механизма системы дыхания.

И ставит задачей проекта –  подготовить квалифицированные кадры для внедрения в перинатальные центры, поликлинические и стационарные мед.учереждения.

Для обеспечения предельного респираторного здоровья детей необходимо внедрение метода Абилитации дыхания в ясли и детские сады.

Для обеспечения полноценной адаптации нервной системы ребенка к нагрузкам в процессе абилитации и реабилитации необходимо внедрение метода Абилитация дыхания в реабилитационные центры.

В данное время проект реализуется силами специалистов института РИНТАС и по мере расширения сети партнеров мы рассчитываем, что число вовлеченных в проект специалистов существенно возрастет.

Проект основан на опыте работы специалистов Центра Нейро-Абилитации и на анализе результатов исследований неонатологов и акушеров США и России. Специалисты Центра Нейро-абилитации объединили принципы управляемой адаптации и системной абилитации с техническими приемами, используемыми в методе Соматика Т.Ханны, в результате чего к 2014 году появился метод НейроАбилити© для работы с детьми с поражением ЦНС.

Также специалистами Центра Нейро-абилитации были использованы другие методики в работе с детьми: Остеопатические техники, приемы Абилитации дыхания и Динамические суставные опоры.

Так как проект ставит основной целью профилактику инвалидизации новорожденных, то информацию о проекте в первую очередь должны получить будущие родители. Соответственно, на начальном этапе в распространении информации о проекте должны принять участие специалисты учреждений, работающих по профилю «Школа для родителей».

На следующем этапе распространения информации подключаются специалисты перинатальных центров и родильных домов, а также стационарные детские отделения мед.учреждений.

Дети выписанные из перинатальных центров, родильных домов и детских отделений стационарных мед.учреждений переходят под наблюдение участковых педиатров, неврологов и консультантов по грудному вскармливанию.

В дальнейшем дети по мере роста попадают в ясли, детские сады и коррекционно-реабилитационые детские учреждения. Соответственно, о целях и задачах проектах должны быть осведомлены и обучены педагоги раннего развития, детские психологи, нейропсихологи, коррекционные педагоги, логопеды, дефектологи, мед.персонал учреждений.

Для достижения целей проекта институт РИНТАС реализует в данный период времени такие первоочередные мероприятия, как:

— Организация обучающего процесса для брифкураторов –  специалистов по Абилитации дыхания

— Информационные мероприятия для родителей, для специалистов, работающих с будущими родителями, и с роженицами в постродовом периоде.
— Создание информационных материалов для родителей в сети интернет, и на сайтах информации  специализированных учреждений.

— Создание информационного ресурса, с помощью которого родители новорожденных детей смогут находить ближайшего к ним специалиста по Абилитации дыхания.